Воскресенье, 19.08.2018, 08:12
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Август 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Департамент образования и науки Приморского края



Результаты независимой оценки качества оказания услуг



Министерства образования и науки РФ



ЛОКАЛЬНЫЙ АКТ № 50

 

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ ДИСЦИПЛИНЫ
(ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ)



 

Лесозаводск
2014


 

1. Общие положения


1.1 Положение предназначено для введения единых требований к учебно-методическому обеспечению учебных дисциплин, профессиональных модулей, входящих в основные профессиональные образовательные программы (ОПОП) специальностей и в программы подготовки квалифицированных рабочих служащих (ППКРС) профессий колледжа.
1.2 Предусмотренный настоящим Положением уровень учебно-методической обеспеченности дисциплины/профессионального модуля является одним из условий, позволяющих достичь необходимого качества подготовки рабочих, специалистов.
1.3 Настоящее Положение регулирует процесс подготовки учебного материала как с точки зрения содержания, так и формы в целях создания условий, позволяющих эффективно организовывать и проводить учебные занятия.
1.4 Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (от 10 июля 1992 г. N 3266-1, с последними изменениями и дополнениями); Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) (утв. Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2008 г. N 543); Рекомендациями по разработке рабочих программ учебных дисциплин по специальностям среднего профессионального образования (Приложение № 2 к письму Управления учебных заведений среднего профессионального образования Минобразования России от 24.06.1997 № 12-52-91 ин/12-23), Разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин НПО и СПО на основе ФГОС НПО и СПО (утверждены директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки РФ И.М. Реморенко 27 августа 2009 г.), Разъяснениями по формированию примерных программ профессиональных модулей НПО и СПО на основе Федеральных государственных образовательных стандартов НПО и СПО (утверждены директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки РФ И.М. Реморенко 27 августа 2009г.), Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (письмо Минобрнауки России от 29.05.2007 г. № 03-1180); Рекомендациями по разработке рабочих программ учебных дисциплин по специальностям среднего профессионального образования (Письмо Управления учебных заведений среднего профессионального образования Минобразования России от 24.06.1997 № 12-52-91 ин/12-23).
1.5 .Требования Положения должны соблюдаться методическими комиссиями (МК).

 

2. Задачи Положения


2.1 Подготовка комплексного учебно-методического обеспечения учебной дисциплины/профессионального модуля.
2.2 Систематизация содержания дисциплины/профессионального модуля с учетом достижений науки, техники и производства.
2.3 Оснащение учебного процесса учебно-методическими, справочными и другими материалами, способствующими качественной подготовки рабочих, специалистов.
2.4 Внедрение инновационных педагогических технологий и активных методов обучения в преподавании дисциплины/профессионального модуля.
2.5 Правильное планирование и организация самостоятельной работы студентов, контроля результатов их обучения.
2.6 Разработка фонда оценочных средств ППКРС, ОПОП.
2.7 Создание учебно-методических материалов, необходимых для подготовки электронных учебников, учебно-методических пособий.
2.8 Обеспечение возможности контроля качества учебного процесса.

 

3. Структура и состав учебно-методического комплекса дисциплины/модуля



3.1 Учебно-методический комплекс (УМК) дисциплины/модуля – упорядоченная и структурированная совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами учебного материала по конкретной/му дисциплине/модулю, как части ОПОП, ППКРС, способствующей реализации целей и содержания образовательного стандарта профессии/ специальности.
3.2 При разработке УМК дисциплины/модуля следует придерживаться следующей структуры (такой же структуры необходимо придерживаться и при формировании электронного УМК):

  • I. Титульный лист
  • II. Аннотация
  • III. Оглавление
  • IV. Нормативно-правовое обеспечение дисциплины (в том числе и в электронном виде)

4.1 Выписка из федерального государственного образовательного стандарта к требованиям к содержанию и результатам обучения выпускников (может быть и федеральный государственный образовательный стандарт)
4.2 Примерная программа учебной дисциплины/модуля.
4.3 Рабочая программа дисциплины/модуля.
4.4 Календарно-тематический план дисциплины/модуля.
4.5 Технологические карты занятий (планы уроков), сценарии деловых игр.

 

V. Методический комплект средств обучения для учебных занятий (в том числе и в электронном виде)


5.1 Перечень учебной и методической литературы (с указанием выходных данных: место издания, издательство, год издания, количество страниц; количество экземпляров для основной учебной и методической литературы).
5.1.1. Учебная литература: учебники, учебные пособия, перечень конспектов лекций по темам, справочники, задачники, каталоги, альбомы.
5.1.2. Учебно-методическая литература: учебно-методические, методические пособия, методические рекомендации, методические разработки, методические указания.
5.2 Перечень учебно-наглядных пособий (с указанием количества экземпляров). Изобразительные пособия: плакаты, схемы, рисунки, фотографии, чертежи, графики, таблицы, диаграммы).Натуральные пособия: приборы, механизмы, инструменты, детали, материалы, минералы, гербарии, модели, макеты, разрезы, муляжи, коллекции.
5.3 Перечень раздаточного дидактического материала по темам с образцами по 1экз.
5.4 Перечень лабораторных и практических работ и методических указаний по их проведению (отдельной папкой прикладываются методические указания по проведению лабораторных и практических работ по темам).
5.5 Перечень лабораторного и учебно-производственного оборудования для проведения лабораторных работ и практических занятий.
5.6 Перечень электронных средств обучения.

 

VI. Методический комплект для внеаудиторной самостоятельной работы студентов (в том числе и в электронном виде)


6.1 Учебно-методический комплекс по дисциплине/модулю для студентов
6.2 Перечень тем для научно-исследовательской работы и технического творчества студентов. Методические рекомендации по их выполнению.

 

VII. Комплект для контроля результатов обучения (в том числе и в электронном виде)


7.1. Для общеобразовательных дисциплин:
7.1.1 Паспорт комплекса оценочных средств.
7.1.2 Методический комплект входного контроля базовых знаний за курс основного общего образования и методические рекомендации по его применению.
7.1.3 Методический комплект текущего контроля знаний, умений и навыков и методические рекомендации по его применению.
7.1.4 Методический комплект промежуточного контроля результатов освоения обучающимися программы среднего (полного) общего образования, реализуемой в пределах ППРКС СПО, ОПОП СПО и методические рекомендации по его применению.
7.1.4 Методический комплект итогового контроля результатов освоения обучающимися программы среднего (полного) общего образования, реализуемой в пределах ППРКС СПО, ОПОП СПО и методические рекомендации по его применению.
7.2. Для учебных дисциплин/ профессиональных модулей, реализуемых в рамках ФГОС:
7.2.1 Методический комплект текущего контроля освоения обучающимися программы в пределах ОПОП СПО и методические рекомендации по его применению.
7.2.2 Методический комплект промежуточной аттестации освоения обучающимися программы в пределах ППКРС СПО, ОПОП СПО и методические рекомендации по его применению.
7.2.3 Перечень компьютерных контролирующих программ (тестов).

 

VIII. Методический комплект по курсовому проектированию (в том числе и в электронном виде) (если предусмотрено учебным планом)


8.1 Положение о курсовом проектировании.
8.2 Тематика курсовых проектов.
8.3 Образец индивидуального задания.
8.4 Методические рекомендации и требования по выполнению курсовых проектов.
8.5 Методические рекомендации по оформлению курсового проекта.
8.6 Перечень литературы, нормативно-технической документации, технических средств и оргтехники, рекомендуемых к использованию при выполнении курсовых проектов.
8.7 Перечень образцов курсовых проектов, письменных отзывов к ним.
8.8 Графики выполнения и защиты курсового проектирования, консультации преподавателей.

 

IX. Методический комплект к государственной (итоговой) аттестации (в том числе и в электронном виде)
(если предусмотрено учебным планом)


9.1 Положение о государственной (итоговой) аттестации.
9.2 Программа государственной (итоговой) аттестации.
9.3 Положение о защите дипломного проекта.
9.4 Тематика дипломных проектов.
9.5 Образец индивидуального задания.
9.6 Тематика специальной части дипломного проектирования.
9.7 Перечень литературы, нормативно-технической документации, технических средств и оргтехники, рекомендуемых к использованию при выполнении дипломных проектов.
9.8 Методические рекомендации и требования по выполнению дипломных проектов.
9.9 Методические рекомендации по оформлению дипломного проекта.
9.10 Графики выполнения и защиты дипломного проектирования, консультации преподавателей.

Примечание! Конспекты лекций, раздаточный дидактический материал, методические указания по проведению лабораторных и практических работ, контрольно-измерительный материал и контрольно-оценочные средства, образцы курсовых и дипломных проектов комплектуются в отдельные папки.

 

4. Порядок разработки, согласования и утверждения, хранения УМК дисциплины/модуля


4.1 УМК разрабатывается преподавателем (коллективом педагогов) методической комиссии, обеспечивающей реализацию дисциплины/модуля в соответствии с учебным планом подготовки обучающихся по профессии, специальности. Методическая комиссия, разработчик УМК, является ответственной за качественную подготовку УМК, соответствующего требованиям ФГОС, за учебно-методическое и техническое обеспечение соответствующей/го дисциплины/модуля, в том числе и за обеспечение учебного процесса учебно-методическим материалом.
4.2 Учебно-методические и учебные материалы, включаемые в УМК, должны отражать современный уровень развития науки, предусматривать логически последовательное изложение учебного материала, использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих обучающимся глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике.
4.3 При реализации дисциплины/модуля педагоги вносят изменения в материалы УМК с целью улучшения качества преподавания, включения в УМК новых материалов.
4.4 УМК дисциплины/модуля рассматривается на заседании комиссии, согласовывается с заместителем директора по УПР и утверждается директором колледжа.
4.5 УМК дисциплины/модуля формируется в электронном и бумажном варианте. Хранится у педагога, ведущего данную дисциплину (модуль).
4.6 Педагогом создается и электронный УМК, копия которого передается в методический кабинет.
4.7 Все разрабатываемые УМК дисциплин (модулей) являются собственностью колледжа и при увольнении педагога передаются в методический кабинет.

 

5. Организация контроля содержания и качества разработки УМК


5.1 Текущий контроль за содержанием и качеством подготовки УМК осуществляет председатель методической комиссии. С этой целью внутри УМК своевременно рассматривается, рецензируется и передается для утверждения учебная программа по соответствующей/му дисциплине/модулю; рассматриваются учебные и учебно-методические материалы, представляемые разработчиками УМК; обеспечивается своевременный заказ основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы для библиотеки; на этапе корректировки материалов УМК осуществляется периодический контроль их соответствия современному уровню развития науки, методики и технологии осуществления учебного процесса.
5.2 Методисты и заместители директора колледжа периодически контролируют наличие УМК по всем дисциплинам/модулям, входящим в ППКРС, ОПОП профессии/ специальности, и их соответствие требованиям настоящего Положения.
5.3 Методический совет колледжа осуществляет общий контроль наличия и разработки УМК дисциплины/модуля комиссиями колледжа.

6. Документационное обеспечение УМК дисциплины/модуля



В целях организационного обеспечения разработки УМК настоящим Положением предусматривается введение форм основных документов УМК по учебной дисциплине(модулю).
Методические рекомендации по оформлению некоторых элементов УМК дисциплины (модуля)
Каждая дисциплина учебного плана должна быть обеспечена методическими материалами и сопровождаться необходимой документацией.
Составление и использование УМК по дисциплине (модулю) направлено на решение следующих основных задач:

  • четкое определение места и роли учебной дисциплины (модуля) в овладении обучающимися знаниями, умениями и практическим опытом, вытекающими из квалификационной характеристики специалиста/рабочего и требующимися для дальнейшего успешного обучения студентов и их последующей профессиональной деятельности; фиксацию и конкретизацию на этой основе учебных целей и задач дисциплины (модуля);
  • своевременное отражение в содержании образования результатов развития науки, техники, культуры и производства, других сфер общественной практики, связанных с данной учебной дисциплиной (модулем);
  • последовательная реализация внутри- и междисциплинарных логических связей, согласование содержания и устранение дублирования изучаемого материала с другими дисциплинами (модулями) специальности;
  • рациональное распределение учебного времени по темам курса и видам учебных занятий в зависимости от формы обучения, совершенствование методики проведения занятий с использованием необходимых для глубокого усвоения учебного материала студентами методов преподавания, технических средств, учебно-лабораторного оборудования, наглядных и других пособий;
  • улучшение планирования и организации самостоятельных учебных занятий обучающихся с учетом их бюджета времени, полноценное обеспечение самостоятельной работы учебной литературой и другими информационными средствами;
  • активизация познавательной деятельности студентов, развитие их творческих способностей, усиление взаимосвязи учебного и исследовательского процессов;
  • усиление профессиональной направленности учебно-воспитательного процесса с учетом специфических условий и потребностей предприятий, организаций и учреждений, для которых осуществляется подготовка кадров.

  • 6.1. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ УМК ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

    На титульном листе УМК должно быть:
    • Департамент образования и науки Приморского края;
    • полное наименование колледжа (краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Лесозаводский индустриальный колледж»);
    • наименование УМК (должно совпадать с наименованием курса в ФГОС СПО)
    • перечень специальностей, для которых предназначен УМК (шифр и наименование);
    • форма обучения;
    • фамилия и инициалы разработчика(ов) комплекса;
    • год составления.

    С обратной стороны:
    • ПРИНЯТО (председатель МК, № протокола, дата) СОГЛАСОВАНО (зам.директора по УПР, дата) УТВЕРЖДАЮ (директора колледжа, дата)

    6.2. АННОТАЦИЯ

    Аннотация – документ, кратко описывающий дисциплину(модуль) и определяющий цели изучения дисциплины (модуля), ее место в учебном плане (указать, изучение каких дисциплин (модулей) должно предшествовать данной(му); изучению каких дисциплин (модулей) предшествует, формированию каких компетенций способствует). В аннотации рекомендуется указать категории обучаемых, для которых предназначен УМК.

    6.3. ОГЛАВЛЕНИЕ (СОДЕРЖАНИЕ)

    Оглавление – указатель заголовков, раскрывающих состав учебно-методического комплекса. Как правило, оглавление используется в моноиздании, содержание – в сборнике.

    6.4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

    Рабочая программа – основной рабочий документ педагога, определяющий содержание, объем и порядок изучения учебной дисциплины (модуля), а также формы (виды) контроля результатов освоения дисциплины (модуля). Рабочие учебные программы составляются по каждой дисциплине (модулю) на основании ФГОС или требований федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня. Рабочая программа дисциплины (модуля) должна быть обсуждена и одобрена на заседании МК и утверждена директором колледжа.
    К содержанию рабочих программы предъявляются следующие требования:
    • соответствие содержания программы федеральному государственному образовательному стандарту или требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня;
    • отражение в программе содержания обучения (в том числе самостоятельная работа обучающегося), обеспечивающего высокое качество подготовки будущих специалистов;
    • отражение в программе требований к результатам обучения и к условиям реализации дисциплины (модуля);
    • соответствие программы общей логике образовательного процесса по годам и семестрам обучения;
    Педагог может, исходя из своих соображений и профиля подготовки (логика науки, межпредметные связи, необходимость более быстрой подготовки обучающихся к практике и др.), устанавливать последовательность изучения учебного материала, распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их значимости, разрабатывать перечень и тематику лабораторных и практических работ, выбирать темы для самостоятельного изучения обучающимися, включать материал регионального компонента в объеме выделенных на данную дисциплину (модуль) учебных часов, выбирать исходя из стоящих перед учебным курсом задач, технологии, формы и методы обучения и контроля знаний и умений.
    Распечатывается программа в 3-х экземплярах: для методического кабинета, для заместителя директора по УР и для самого педагога. Электронный вариант программы обязательно сдается в методический кабинет.

    6.4.1. Структура и содержание рабочей программы общеобразовательной дисциплины :

    Рабочая программа должна содержать:
    1. Титульный лист.
    2. Две рецензии (внутреннюю и внешнюю).
    3. Пояснительная записка.
    4. Тематический план изучения дисциплины.
    5. Содержание учебной дисциплины.
    6. Примерные контрольные вопросы и задания.
    7. Темы для лабораторных (практических) работ.
    8. Виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
    9. Требования к результатам обучения.
    10. Рекомендуемая литература.

    Структура рабочей программы общеобразовательной дисциплины:
    1. Титульный лист должен содержать
    • наименование образовательного учреждения;
    • наименование учебной дисциплины.

    2. Оборотная сторона титульного листа содержит:
    • Одобрено (председатель МК, № протокола, дата)___Утверждено (директор колледжа, дата);
    • сведения об авторе и рецензентах (рецензентов должно быть не менее двух,один из которых представитель другого образовательного учреждения или организации)
    3. В пояснительной записке дается описание значения дисциплины в подготовке рабочего, специалиста, формулируются цели изучения и определяются основные задачи дисциплины, раскрывается содержание программы, согласованное с требованиями федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня. В пояснительной записке могут быть отражены пояснения к каждому из разделов программы, а также краткие методические указания по изложению теоретического материала, выполнению лабораторных работ или практических занятий. В этом же разделе даются пояснения, обусловленные требованиями реализации национально-регионального компонента (если таковой имеется). Здесь же содержатся ссылки на нормативные документы и учебно-методические материалы, в соответствии с которыми (или на основе которых) составлена данная программа, отражается организация всех форм контроля по данной дисциплине в соответствии с рабочим учебным планом.
    4. В тематическом плане раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, показывается распределение учебных часов по разделам и темам дисциплины как из расчета максимальной учебной нагрузки студента, так и аудиторных занятий. Перечень лабораторных работ и практических занятий, а также количество часов могут отличаться от рекомендованных примерной программы, но при этом должны формировать уровень подготовки, определенный Государственными требованиями.
    5. Раздел «Содержание учебной дисциплины» рекомендуется начинать с введения, где дается характеристика дисциплины, ее место и роль в системе подготовки.
    a) по каждой теме (разделу) приводится:
    • номер и наименование темы (раздела);
    • требования к результатам обучения;
    • содержание учебного материала (дидактические единицы);
    • лабораторные работы и (или) практические занятия (порядковый номер и наименование);
    • виды самостоятельной работы студента, включая темы исследовательских работ, учебных проектов, рефератов.
    б) при разработке этого раздела необходимо руководствоваться следующим:
    • номера разделов и тем, их наименование должны соответствовать тематическому плану;
    • требования к результатам обучения, которыми должны овладеть студенты после изучения темы (раздела), должны соответствовать тем, которые указаны в разделе программы «Требования к результатам обучения»;
    • при планировании самостоятельной работы студента указываются виды внеаудиторной работы. В тексте рабочей программы могут быть отмечены звездочкой дидактические единицы для самостоятельного изучения студентами.
    6. В разделе «Примерные контрольные работы или задания» приводятся примерные контрольные работы или задания, перечень контрольных и экзаменационных вопросов. Отдельно отмечается проведение контроля знаний с использованием тестовых заданий.
    7. В разделе «Темы для лабораторных (практических) работ» приводится обобщенный перечень всех работ, названных в основном содержании программы.
    8. В разделе «Виды внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся» приводятся темы исследовательских работ, учебных проектов, рефератов и т.п. (в зависимости от дисциплины) для внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Указывается минимальный учебно-методический материал (из раздела 10), используемый для поддержки и контроля самостоятельной работы студентов.
    9. В разделе «Требования к результатам обучения» указываются требования к знаниям, умениям, к опыту практической деятельности студентов.
    10. В разделе «Рекомендуемая литература» указывается основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература отдельно по разделам.

    6.4.2. Рабочая программа дисциплины (модуля), разработанная в соответствии с ФГОС

    Программа дисциплины должна состоять из следующих разделов
    1. Титульный лист.
    2. Паспорт программы учебной дисциплины, включающий цели – требования к результатам освоения дисциплины и рекомендуемое количество часов на освоение курса.
    3. Структура и содержание учебной дисциплины:
    3.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы;
    3.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины с указанием дидактических единиц, перечня лабораторных и практических занятий, перечня видов самостоятельной работы студентов.
    4. Требования к условиям реализации дисциплины с перечнем рекомендуемой литературы и средств обучения.
    5. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины.
    Структура рабочей программы профессионального модуля
    1. Титульный лист.
    2. Паспорт программы профессионального модуля.
    3. Результаты освоения профессионального модуля с указанием формируемых компетенций.
    4. Структура и содержание профессионального модуля.
    4.1 Тематический план профессионального модуля.
    4.2 Содержание обучения по профессиональному модулю, в т.ч. МДК с указанием дидактических единиц, перечня лабораторных и практических занятий, перечня видов самостоятельной работы студентов, практики с указанием видов работ, тематики курсовых проектов (работ), если предусмотрено учебным планом.
    5. Условия реализации программы профессионального модуля (требования к условиям реализации модуля, перечень рекомендуемой литературы и средств обучения, рекомендации по организации образовательного процесса)
    6. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

    6.4.3. Структура рабочей программы учебной/производственной практики

    1. Титульный лист.
    2. Паспорт программы учебной практики.
    3. Результаты освоения программы практики с указанием формируемых компетенций.
    4. Структура и содержание программы учебной практики.
    Тематический план программы.
    Содержание учебной практики в дидактических единицах.
    5. Условия реализации программы учебной практики (требования к условиям реализации программы, перечень инструментов, средств обучения, рекомендации по организации образовательного процесса)
    6. Контроль и оценка результатов освоения программы учебной практики.

    6.5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    Календарно-тематический план помогает преподавателю увидеть перспективу своей работы в более детальном виде. Назначение его состоит в том, чтобы распределить содержание учебного материала, предусмотренного программой, по учебным занятиям; заранее спланировать лабораторные и практические работы, экскурсии, деловые игры и учебные конференции; определить объемы заданий для самостоятельной работы, предусмотреть их равномерное распределение; подготовить необходимые средства обучения (книги, наглядные пособия, дидактические материалы). Календарно-тематический план разрабатывается ежегодно после утверждения рабочих учебных программ.
    При определении заданий для самостоятельной работы желательно рассматривать их в совокупности за семестр. Это дает возможность не только наметить оптимальные объемы материала, но и проанализировать, насколько разнообразен характер заданий, в какой степени они направлены на формирование умений и навыков.
    Календарно-тематический план составляется на семестр или год, рассматривается методической комиссией и утверждается заместителем директора по УПР до начала учебных занятий.

    6.6. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ПЛАН) УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

    Технологическая карта учебного занятия (поурочный план) представляет собой личный документ преподавателя, и жестких предписаний относительно его формы и содержания нет. Речь идет только о рекомендациях, которые обеспечили бы большую целесообразность разработки и удобство пользования этим планом в практической деятельности. При этом может быть установлена различная форма и структура для составления планов занятий с учетом спецификации изучаемых дисциплин, опыта педагогической деятельности преподавателей. Следует отметить, что этот документ - обобщение работы преподавателя по подробному раскрытию образовательного стандарта применительно к каждому учебному элементу с проектированием использования созданного учебно-методического обеспечения дисциплины. Это означает, что содержание подготовки специалистов, которое в соответствующих формулировках отражено в Государственных требованиях к минимальному содержанию и уровню подготовки выпускников, реализуется через конкретные формы проведения занятий.
    План необходим преподавателю в работе, поскольку он помогает в ее организации, облегчает процесс проведения учебного занятия, акцентирует внимание на главном. Поурочные планы в совокупности (по всему курсу) характеризуют стиль работы преподавателя, а их изменения и обогащение из года в год демонстрируют развитие профессионального мастерства.
    План учебного занятия обязательно включает в себя такие элементы, как цель, задача, оснащение учебного процесса, ход занятия, домашнее задание и т.д. План занятия должен быть удобен для пользования и последовательно раскрывать все его части и ход в целом.
    Планы целесообразно нумеровать: номер конкретного занятия должен совпадать с номером в календарно-тематическом плане.
    Качество планов занятий контролируется заведующей учебной частью и (выборочно) методическим советом учебного заведения. Частота контроля связывается с конкретными результатами по освоению студентами требований к изучению дисциплины на основе данных рубежного (тематического) контроля, административных контрольных работ.