ВВЕДЕНИЕ
Программа развития образовательного учреждения КГОАУ НПО «Профессиональное училище № 2» г.Лесозаводск на 2012 – 2015 годы представляет собой долгосрочный нормативно – управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, стратегические цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития учащихся и особенности организации кадрового и методического обеспечения образовательного процесса и инновационной деятельности учебно – воспитательной системы, основные планируемые конечные результаты, критерии.
Достижение нового качества организации непрерывного образования в профессиональной сфере соответствует в общегосударственном плане жизненным потребностям страны и региона, в гуманитарном – задачам развития профессиональной индивидуальности каждого специалиста. Для этого нужны особые условия и значительные усилия, создание которых побудило педагогический коллектив ПУ-2 разработать данную программу развития образовательного учреждения начального профессионального образования.
Настоящая программа регламентирует деятельность КГОАУ НПО «Профессиональное училище №2»г.Лесозаводска в образовательном пространстве г.Лесозаводска, Лесозаводского городского округа и Приморского края.
Историческая справка КГОАУ НПО «Профессиональное училище №2» г.Лесозаводск
1928 год - школа фабрично-заводского обучения 1930 год - ФЗУ-10 (фабрично-заводское училище)
1940 год - РУ-6 (ремесленное училище)
1962 год - ГПТУ-2 (городское профессионально-техническое училище)
1978 год - СГТТУ-2 (среднее профессионально-техническое училище)
1998 год - путем присоединения ПУ-22 к ПУ-2 реорганизовано в Лесозаводское профессиональное училище № 2
2001 год - Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище № 2 г. Лесозаводска. 2005 году - присоединен филиал "ПУ-16" ст. Ружино.
2011 г. - Согласно Распоряжения № 678-р от 31 декабря 2010г. департамента имущественных отношений Приморского края училище переименовано в краевое государственное образовательное бюджетное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 2» г. Лесозаводск.
2011г. -Согласно Распоряжения № 845-р от 23 декабря 2011г. департамента имущественных отношений Приморского края училище переименовано в краевое государственное образовательное автономное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 2» г. Лесозаводск
2014г. - Согласно Распоряжения администрации Приморского края от 26 августа 2013г. № 278-ра «О переименовании краевых государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Приморского края» и Распоряжения департамента земельных и имущественных отношений от 27декабря 2013 г. №622- ри.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧИЛИЩА
ПОЛНОЕ НАИМЕНОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ | Государственное краевое образовательное автономное учреждение Начального Профессионального Образования «Профессиональное училище № 2» г.Лесозаводска |
ТИП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО | Начальное профессиональное |
№ п/п | Основные и дополнительные и дополнительные образовательные программы | ||||||
код | наименование основной профессиональной образовательной программы, профессии) | уровень (ступень)образования | профессия, квалификация (степень, разряд) | вид образовательной программы (основная, дополнительная) | нормативный срок освоения | ||
код | наименование | ||||||
1 | 38.15 | Секретарь | начальное профессиональное | - | секретарь, секретарь-машинистка, секретарь-стенографистка | основная | 3 года** |
2 | 38.15 | Секретарь | начальное профессиональное | - | секретарь, секретарь-машинистка, секретарь-стенографистка | основная | 1 год* |
3 | 30.4 | Помощник машиниста локомотива | начальное профессиональное | - | помощник машиниста электровоза, помощник машиниста тепловоза, слесарь по ремонту подвижного состава 3 | основная | 3года |
4 | 30.4 | Помощник машиниста локомотива | начальное профессиональное | - | помощник машиниста электровоза, помощник машиниста тепловоза, слесарь по ремонту подвижного состава 3 разряда | основная | 1 год* |
5 | 1.12 | Электромонтёр но ремонту и обслуживанию электрооборудования | начальное профессиональное | - | электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудовании 3 разряда | основная | 3 года** |
6 | 1.12 | Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования | начальное профессиональное | - | электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования 3 разряда | основная | 1 год* |
7 | 24.2 | Мастер столярного и мебельного производства | начальное профессиональное | - | столяр 3 разряда, сборщик изделий из древесины 3 разряда | основная | Згода* |
8 | 34.2 | Повар, кондитер | начальное профессиональное | - | повар 3 разряда, кондитер 3 разряда | основная | Згола* |
9 | 32.20 | Закройщик | начальное профессиональное | - | закройщик 4 разряда, портной 3 разряда | основная | 4 года** |
10 | 32.20 | Закройщик | начальное профессиональное | - | закройщик 4 разряда, портной 3 разряда | основная | 2 года* |
11 | 38.9 | Коммерсант в торговле | начальное профессиональное | - | контролер-кассир 3 разряда; продавец непро-довольственных товаров 3 разряда; продавец продо-вольственных товаров 2 разряда; агент коммерческий | основная | 4 года** |
12 | 38.9 | Коммерсант в торговле | начальное профессиональное | - | контролер-кассир 3 разряда; продавец непро-довольственных товаров 3 разряда; продавец продо-вольственных товаров 2 разряда; агент коммерческий | основная | 2 года* |
13 | 36.3 | Парикмахер | начальное профессиональное | - | парикмахер 3 разряда | основная | 3 года** |
14 | 36.3 | Парикмахер | начальное профессиональное | - | парикмахер 3 разряда | основная | 1 года* |
15 | 190623.01 | Машинист локомотива | начальное профессиональное | - | помощник машиниста электровоза, помощник машиниста тепловоза, слесарь по ремонту подвижного состава 3 разряда | основная | 3 года 5 месяцев ** |
16 | 190623.01 | Машинист локомотива | начальное профессиональное | - | помощник машиниста электровоза, помощник машиниста тепловоза, слесарь по ремонту подвижного состава 3 разряда | основная | 1 года 10 месяцев * |
17 | 140446.03 | Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) | начальное профессиональное | - | электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования 4 разряда | основная | 2 года 5 месяцев** |
18 | 140446.03 | Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) | начальное профессиональное | - | электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования 4 разряда | основная | 10 месяцев* |
19 | 262023.01 | Мастер столярного и мебельного производства | начальное профессиональное | - | столяр 4 разряда, сборшик изделий из древесины 3 разряда | основная | 2 года 5 месяцев** |
20 | 262023.01 | Мастер столярного и мебельного производства | начальное профессиональное | - | столяр 4 разряда, сборшик изделий из древесины 3 разряда | основная | 10 месяцев* |
21 | 260807.01 | Повар, кондитер | начальное профессиональное | - | повар 3 разряда, кондитер 3 разряда | основная | 2 года 5 месяцев** |
22 | 100701.01 | Продавец, контролёр-кассир | начальное профессиональное | - | контролер-кассир 3 разряда; продавец непродовольственных товаров 4 разряда; продавец продовольственных товаров 3 разряда | основная | 2 года 5 месяцев** |
23 | 100701.01 | Продавец, контролёр-кассир | начальное профессиональное | - | контролер-кассир 3 разряда; продавец непродовольственных товаров 4 разряда; продавец продовольственных товаров 3 разряда | основная | 10 месяцев* |
24 | 10116.01 | Парикмахер | начальное профессиональное | - | парикмахер 3 разряда | основная | 2 года 5 месяцев** |
25 | 10116.01 | Парикмахер | начальное профессиональное | - | парикмахер 3 разряда | основная | 10 месяцев* |
26 | - | Профсссинальная переподготовка, повышение квалификации по профессиям училища | дополнительное профессиональное | - | - | дополнительная | от 72 до 500 часов |
27 | - | Секретарь | дополнительное профессиональное | - | - | дополнительная | 480 часов |
№ п/п | Программы профессиональной подготовки | ||||||
код | наименование профессии | диапазон тарифных разрядов (классов,групп) | для лиц, ранее не имеющих профессии | ||||
минимальный срок освоения в месяцах | присваиваемый квалификационный разряд | ||||||
1 | 16199 | Оператор электронно- вычислительных машин | 2-4 | 5 | 2 | ||
2 | 19756 | Электрогазосварщик | 2-6 | 6 | 2 | ||
3 | 16675 | Повар | 2-6 | 5 | 3 | ||
4 | 12901 | Кондитер | 1-6 | 6 | 2 | ||
5 | 16909 | Портной | 2-4 | 4 | 3 | ||
6 | 12156 | Закройщик | 2-4 | 8 | 4 | ||
7 | 19861 | Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования | 2-4 | 5 | 2 | ||
8 | 17351 | Продавец непродовольственных товаров | 3-5 | 6 | 2 | ||
9 | 17353 | Продавец продовольственных товаров | 2-4 | 6 | 2 | ||
10 | 18874 | Столяр | 2-6 | 3 | 2 | ||
11 | 18540 | Слесарь по ремонту подвижного состава | 4 | 4 | 2 | ||
12 | 14668 | Монтер пути | 2-6 | 1 | 2 | ||
13 | 16885 | Помощник машиниста | - | 5 | - | ||
14 | 16878 | Помощник машиниста | - | 5 | - | ||
15 | 16437 | Парикмахер | 3-5 | 8 | 3 | ||
16 | 16399 | Официант | 3-5 | 4 | 3 | ||
17 | 16135 | Оператор установок линий обработки пиломатериалов | 3-6 | 3 | 3 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
КГОАУ НПО «Профессиональное училище № 2» г.Лесозаводска
Учредитель: Департамент имущественных отношений Приморского края
Наименование Программы | Профессиональное становление и личностное развитие учащихся в соответствии с потребностями рынка труда на основе внедрения личностно – компетентностных и информационных технологий |
Основание для разработки |
|
Разработчики Программы | Педагогический коллектив КГОАУ НПО ПУ № 2 |
Цель Программы | Создание условий для формирования конкурентоспособной личности, отвечающей требованиям развития экономики региона и общественным запросам, а также создание условий для обучения лиц с особыми образовательными потребностями |
Задачи Программы |
|
Сроки реализации | 2012-2015 г. г |
Ожидаемые результаты |
|
Источники финансирования | Краевой бюджет, внебюджетные источники |
Система контроля за исполнением программы |
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ В 2012-2015 г. г.
Социально-экономические преобразования, происходящие в современной рыночной экономике, проявляются в возрастании спроса на молодых, хорошо обученных рабочих. При этом наряду с профессиональными характеристиками, на первое место, параллельно с требованиями работодателей к качеству подготовки, выходит формирование и личностных качеств будущего специалиста: отношение к работе, умение общаться с людьми, творческий подход к делу, умение самостоятельно принимать решения. Чем качественнее будет профессиональная подготовка, тем меньше окажется социальных проблем, конфликтов с работодателями, социальной напряженности. Новые подходы к содержанию профессионального образования, современная учебно-материальная база, квалифицированные педагогические кадры создают предпосылки качественной профессиональной подготовки.
Однако, сегодня необходимо двигаться дальше в направлении формирования целостной образовательной среды, призванной обеспечить реализацию таких социальных функций, как:
- качественное обновление содержания профессионального образования, отвечающее современным требованиям информационного и коммуникационного пространства;
- создание в системе профессионального образования оптимальных условий, ориентированных на индивидуальный подход к учащимся, формирование у них профессиональных способностей, адекватных их потребностям и желаемому уровню подготовки;
- рациональное использование государственных средств, вкладываемых в профессиональное образование, обеспечение за их счет наибольшей эффективности образовательного процесса;
- создание условий для эффективного взаимодействия образовательного учреждения со всеми социальными институтами.
Учреждение начального профессионального образования в этом контексте становится “точкой роста” и местом проектирования территориальной производственной и социальной инфраструктуры; обретает многофункциональный характер.
Для обеспечения конкурентоспособности страны необходимо не только постоянно поддерживать высокий уровень квалификации рабочей силы, но и регулярно его повышать. Система обучения в училище представляет собой пример эффективного сотрудничества трех сторон: учащийся – учебное заведение – работодатель. Каждая из трех сторон, благодаря сотрудничеству, становится более сильной и более конкурентоспособной. Учащиеся получают хорошие возможности для обучения и профессиональной карьеры, предприятия получают возможность вырастить молодых, энергичных, высококвалифицированных специалистов, училище расширяет возможности по предоставлению образовательных услуг и, благодаря взаимодействию с предприятиями, программы обучения оказываются тесно связанными с потребностями реальной экономики и технологического прогресса.
Социальная направленность училища определяется потребностью современного общества в культурных, нравственных, образованных гражданах, полноценно функционирующих в условиях демократических и гуманистических тенденций, не просто дисциплинированных, конформных исполнителей, а творческих людей, способных к самообразованию и непрерывному духовному и личностному росту.
Все это возможно лишь на основе становления нравственной и духовной личности, обладающей интеллектуальными, волевыми качествами, человеческими достоинствами.
Пути активизации профессионального становления
конкурентоспособного специалиста в условиях учреждения образования
Проблема подготовки квалифицированных молодых специалистов в системе профессионального образования является одним из направлений молодежной политики нашего государства. В связи с этим перед учреждениями профессионального образования ставиться задача развития конкурентоспособности будущих рабочих и специалистов, которая отвечала бы возрастающим требованиям рынка труда к качеству человеческих ресурсов, на основе интеграции образования, науки и производства.
Сегодня необходимо подготовить не только грамотного специалиста, но и гармоничную личность, стремящуюся к профессиональному росту, развитию и самосовершенствованию. При этом под развитием понимается, прежде всего, саморазвитие, а непрерывно саморазвивающиеся люди становятся главным капиталом общества. Любой, даже самый будничный, жизненный и в том числе профессиональный успех возможен в том случае, если есть стремление личности к непрерывному повышению своего профессионального роста.
В модели профессионального развития учащийся характеризуется способностью выйти за пределы непрерывного потока повседневной практики и увидеть свой труд в целом. Этот прорыв дает ему возможность стать хозяином положения, полноправным автором, конструирующим свое настоящее и будущее. Это позволяет внутренне принимать, осознавать и оценивать трудности и противоречия разных сторон профессионального труда, самостоятельно и конструктивно разрешать их в соответствии со своими ценностными ориентациями, рассматривать любую трудность как стимул дальнейшего развития, как преодоление собственных пределов. Осознание человеком своих потенциальных возможностей, перспективы личностного и профессионального роста побуждает его к постоянному поиску, творчеству, возможности выбора.
В этих условиях возникает проблема поиска новых методологических подходов к осмыслению процесса профессионального становления учащихся, который предусматривает решение следующих задач:
- формирование знаний о возможностях личностного и профессионального становления и их роли в успешной деятельности будущих специалистов;
- развитие умения выстраивать жизненные и профессиональные перспективы;
- развитие умения формулировать этапы профессионального роста и планировать карьеру;
- формирование умения адекватно соотносить свои профессиональные планы и возможности.
Подготовка учащейся молодежи к жизни в новых социально-экономических условиях предполагает активизацию ее личностного и профессионального самоопределения, которое происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности. Таким образом, одним из важнейших условий успешного становления профессионала является развитие его профессиональных представлений, которые заключаются в осознании учащимися содержания будущей профессии и требований, предъявляемых профессией к личности специалиста, а также возможностей собственного профессионального развития.
АКТУАЛЬНОСТЬ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Цель профессионального образования – научить человека профессии. Профессия это не только возможность занятости, но и творческая, всесторонняя реализация личности. Отсюда вытекает, что цель профессионального образования – помочь человеку правильно выбрать профессию в соответствие с его склонностями и возможностями, воспитать профессионала, способного приносить пользу обществу.
Начало профессиональному образованию проходит в учебных заведениях начального профессионального образования – училищах. Цель профессионального образования на этом этапе обучения – выпустить квалифицированных рабочих. В последнее время, создаются образовательные учреждения начального профессионального образования нового типа.
Основные задачи профессионального образования:
- дальнейшее усовершенствование материальной базы профессионального обр